alt
Симфонический оркестр
17.04.2019 18:41

Среди музыкантов симфонических оркестров популярен такой анекдот: Некий знаменитый дирижер, подходя к пульту перед началом концерта, всегда доставал из кармана какую-то записку, читал ее, после чего взмахивал палочкой... Много лет журналисты пытались узнать, что же написано на той бумажке. После многих неудачных попыток, записку все-таки украли. На ней было написано: СКРИПКИ-слева, ВИОЛОНЧЕЛИ-справа.

Шутки шутками, но именно так выглядит американская рассадка, которая используется в симфонических оркестрах России и многих других стран. Есть еще немецкая рассадка, которую практикуют во всех остальных оркестрах мира. Отличается она тем, что место виолончелей занимают вторые скрипки.

Исторически симфонический оркестр начал формироваться где-то с 16-17 веков, когда появились новые жанры в музыке и потребовалось изменение коллектива исполнителей. Огромный вклад в процесс внес Людвиг ван Бетховен, творивший на рубеже 18-19 веков. Именно в его творчестве окончательно установился классический или малый симфонический оркестр, а в более позднем периоде наметились черты большого состава.

В современном оркестре число музыкантов может колебаться - в зависимости от произведения или места исполнения - от 50 до 110 человек. Хотя в 1964 году в Осло состоялось выступление коллектива из 20 тысяч 100 человек, признанное рекордным за всю историю.

Любой оркестр – будь то малый или большой – практически не мыслим без дирижера. Именно он координирует игру музыкантов и задает тон и темп всему выступлению. Впрочем, бывают и исключения. Так, в 1922 году советский оркестр Персимфанс, что расшифровывается как Первый симфонический ансамбль, первым в мире отказался от дирижера. Связано это было с идеологией того времени, которая превыше всего ценила коллективный труд. Однако этому примеру позднее последовали и некоторые другие ансамбли, и сегодня оркестры без дирижёра успешно существуют в Праге, Нью-Йорке, Австралии и других уголках планеты.